Пресса
9.02.2012 | Сам себе господин и «КняZz»
Андрей Князев покинул группу «Король и Шут» и успешно ведет сольную карьеру — 28 января состоялся большой концерт группы «КняZz» в клубе «Зал Ожидания». Петербургскому Рок-клубу удалось узнать, каково Андрею без поддержки старого коллектива, и что будет дальше.
За годы творческой деятельности Андрея Князева в группе «Король и Шут» было выпущено десять студийных и два концертных альбома, создано два сольника от каждого из вокалистов группы, вышли в свет три сборника песен и девятнадцать официальных клипов. Группа КиШ для многих стала культом, за который готовы и побрататься, и пару зубов выбить, если что не так.
Андрей Князев является автором многих текстов, музыкой большей частью занимался Михаил Горшенёв (Горшок). Однако стоит отметить некоторые яркие звуковые решения, авторство которых принадлежит непосредственно Князеву (пример — «Кукла колдуна»). Нужно ли говорить, что весть об уходе Андрея из группы стала шоком для фанатов и вызвала массу недовольств.
Почему Князь покинул коллектив? Как говорит сам Андрей, его творческое «Я» и постоянное стремление к новому подтолкнуло его к идее о создании своего проекта. Уход из КиШей не планировался, но 16 декабря 2011 года Андрей Князев официально объявил о выходе из состава группы. На такой шаг его подтолкнули усилившиеся разногласия внутри коллектива, в частности — новая идея Горшка о постановке зонг-оперы TODD. Андрей выбрал другой путь. Музыкант, поэт, креативный художник, чем сегодня угощает публику на своих концертах Андрей Князев?
Всё, что сейчас делается в рамках коллектива «КняZz» — так или иначе, отражает прошлое. Прошлое группы или прошлое вообще. К Андрею относились как к лирическому герою, и этот статус он и сейчас подтверждает такими песнями как «Адель» и «В пасти тёмных улиц». Совершенно новое для Князева (и потому воспринятое «в штыки») — возвращение к классическому панку 70-80-х годов. Так, из кирпичиков прошлого Андрей прокладывает дорогу в будущее.
Уйти из группы, ставшей одной из самых востребованных в русском роке — смелый шаг. И сделав его, Андрей не остался без слушателей. На его концерте в «Зале Ожидания» практически аншлаг. Музыка звучала даже не из колонок, а откуда-то изнутри, стараясь вырваться из грудной клетки вместе со всем содержимым — вот он настоящий драйв.
Каспер работал технично, впрочем, как и всегда: так уж повелось ещё с концертов КиШ и Dominia. На песне «Бей Фредди» скрипач так увлёкся своим виртуозным соло, что Андрею пришлось в буквальном смысле слова, подталкивать его обратно к микрофону, чтобы тот допел свою партию. Это сейчас Дмитрий Ришко, чуть сгорбившись над инструментом и прищурив в напряжении глаза, упивается своими легато и деташе, за сценой же он становится незаменимым помощником в написании аранжировок и саунд-продюссером группы. А Князь тем временем зажигал публику рок-вокалом и выливал галлоны воды на разгорячённых фанатов: «Ха-ха, боимся водички? На!».
На протяжении выступления Андрей Князев несколько раз переодевался: байкерская жилетка, полосатая футболка а-ля «Фредди Крюгер» и строгий пиджак. Был даже котелок, который сразу напомнил о клипе «Фокусник». Мимика, диалоги с залом, вовремя пожать руку фанату: похоже, сцена для Князя — естественная среда, каждое его движение органично. Напоследок был исполнен «Гимн шута», музыканты дружно вышли на поклон, сцена опустела. Тем временем, в гримёрке рокер ответил на несколько вопросов Петербургского Рок-клуба:
Многие годы успешных выступлений с группой КиШ. Толпы поклонников, заслуженное признание, возможность собирать стадионы. Не страшно было выходить из этого сплоченного музыкального организма в неизвестность?
Бояться тут не стоит. Важно, чтобы цель оправдывала средства. Мой принцип такой: достигаешь цели — стремись дальше к чему-то новому. Это всё, конечно, красивые слова, ведь опускаясь на грешную землю, я прекрасно понимаю, как много нам предстоит побед и промахов на этом поприще, чтобы занять своё достойное место. Но я осознаю, что в свои без малого сорок лет я уже получил достаточно опыта, чтобы вести свою группу и формировать новый, не побоюсь этого слова, мир. И, конечно, воодушевлять людей, которым нравится наше творчество. Мы верим, что у нас всё получится.
Но, в любом случае, этот шаг, в какой-то степени, представляет собой риск. Часто рисковали по жизни для достижения цели?
Если даже я и рискую, то в этом есть рациональное зерно. Если я определяю для себя направление, то этому направлению придаю в своей жизни максимальное значение, иду по нему. Понимаю, что нет других путей для самореализации, и иду.
В творчестве группы «КняZz» преобладают классический панк и «сказочный панк», знакомый ещё со времён КиШ. В каком ключе планируется создание новых альбомов?
Предпочтение отдаётся сказочной тематике, но это не значит, что все песни будут сказками. Мне интересно всё. Я даже пробую новые манеры написания. Музыкально мы склоняемся к пост-панку (в отличие от классического панк-рока, пост-панк отличается большим разнообразием музыкального самовыражения вследствие широкого диапазона влияния на жанр, — прим. АК) и поп-панку («один из базовых поджанров панк-рока, характеризующийся смешением принципов и инструментальной секции типичного панк-рока с мягкими поп-мелодиями и приёмами поп-музыки, а также других «лёгких» жанров», — прим. АК).
Панк-рок — достаточно агрессивная музыка. Когда вам последний раз приходилось драться и удачно ли?
Я не люблю уличные драки. Ничем хорошим это никогда не заканчивается. У нечестного соперника могут быть предметы, наносящие увечья. Обычно их применяют либо трусы, либо при обороне в неравной схватке. Я люблю восточные техники единоборств, ставящие в своей основе физическое и духовное развитие, которые направляют силу противника против него же. Я сторонник честных выяснений отношений. В основе необязательной драки обязательным должен быть человеческий язык. Как показывает практика, уважение вызывают те, кто способен предотвратить драку, но при этом выйти победителем. Как гласит восточная мудрость: «Лучший бой тот, который закончился, не начавшись». Я также уважаю развлекательные бои на природе, когда люди меряются силой без какой-либо агрессии. Отважился — вышел в круг. Будь то борьба либо кулачные поединки — стисни зубы и не бей в нос. Правда, в некоторых случаях мне нравится ковбойский стиль — удар в пачку без предупреждения, но в этом случае перед тобой должна стоять настоящая гнида, с которой говорить уже не о чем.
В вашем творчестве много мистики. Кроме того, вы сами говорили, что существование сверхъестественного возможно… А в то, что вещи могу приносить удачу, верите? Есть у вас такие вещи?
Верю — не то слово! Например — талисман. Это предмет, наделённый силой — либо кого-то, либо твоей собственной. Не зная значения талисмана, не сможешь им воспользоваться. Ты должен знать, какая энергетика в него вложена, подходит ли он тебе. Знаете, как получить талисман воли? У меня был такой. Однажды я переломал себя и встал в пять утра. Вышел на пустую улицу, была неприятная дождливая погода. Я отправился в первом пришедшем в голову направлении и сосредоточился на мысли о том, что домой вернусь не с пустыми руками. Вскоре мне надоело идти, путешествие казалось нелепым, но моя уверенность была непоколебима, и усилием воли я заставлял себя не останавливаться. Наконец, я достиг красивого участка на открытом пространстве и остановился. Первое, что я увидел на земле, была пивная пробка. Я её не взял. Я взял небольшой гранитный камень, лежащий рядом. Он и стал моим талисманом. Каждый раз, когда я готовился к испытаниям, я сжимал в руке этот камень и чувствовал от него энергию, которая придавала мне уверенности в себе.
В свободное от написания композиций время вы активно общаетесь с аудиторией. Люди задают вам вопросы, высказывают своё мнение. Оказывает ли это общение какое-то влияние на творчество, или же группа «КняZz» ведёт свою независимую, чётко проектируемую вами, линию?
Всю аргументированную критику и пожелания я, разумеется, анализирую. Не аргументированную — игнорирую. Основные аспекты, по которым могут возникать критические поползновения в наш адрес, мне и самому видны, никто здесь Америки не открывает. Наша задача — правильно расставить акценты и приоритеты, понять, что решать в первую очередь, а что во вторую. Хочешь громко о себе заявить — терпи нападки. Но это закаляет.
А как продвигаются у группы дела с клипами?
Я хотел сделать концертный клип. Вот сегодня была съёмка с трёх камер, можно попробовать сделать из этого. Про байкеров делаю рисованный клип. Это чисто моя работа, авторская. Пока ничего обещать не буду, но работаю.
Вы говорили, что планируется выпустить иллюстрированный вами сборник. Какие тексты туда войдут?
Туда войдёт всё избранное. У меня есть блок детских стихов, есть шуточные новеллы, есть неизданное в тематике песен-историй. И, разумеется, всё лучшее, уже получившее народное признание. Также будут авторские зарисовки, черновики и готовые концептуальные иллюстрации к альбомам. Хотел ещё сделать шуточный блок, но над этим пока думаю, потому что многое там не проходит цензуру…
Очень многое сделано. Неужели еще не все ваши мечты воплощены в жизнь?
Здрасте! 🙂 Да у меня жизнь только начинается. Мы группу создали, я хочу, чтобы она достигла уровня, мастерства, качества звучания и, разумеется, безграничного творческого развития. Ну, и конечно, воспитывать детей, так же в творческих направлениях, к чему, кстати, у них есть тяга.
Андрей Князев не побоялся уйти из сплоченного и взрослого организма «Король и Шут» и раскрыть слушателям другие свои стороны. Он доказал, что можно пойти на любые жертвы и решиться на самые рискованные поступки в поисках себя. Интерес здесь представляет не только искомое, но и процесс — то, что называется «творческий путь музыканта». У Андрея Князева этот путь пролегает не по заезженным рельсам степей коммерции — сейчас он стоит на вершине Американских горок и уверенно жмет большую красную кнопку «Пуск».
Интервью: Богдан Артемьев
Санкт-Петербург
Специально для Петербургского Рок-клуба