Пресса
29.02.2012 | Дмитрий Casper Ришко: «Я — ходячая реакция на все, что только может быть»
Настало время представить вашему вниманию долгожданное интервью с одним из самых востребованных музыкантов отечественной рок-сцены: композитором, исполнителем, аранжировщиком, поэтом и общественным деятелем — Дмитрием Ришко, более известным под сценическим псевдонимом Casper.
Расскажи, как для тебя прошел минувший год в творческом и в личном плане?
Рад приветствовать! Минувший год выдался довольно-таки непростым, слишком много более чем серьезных перемен пришлось пережить. Касаясь этой темы, в основном приходится говорить о моей творческой жизни: важные изменения в составе моего основного коллектива, прекращение сотрудничества с легендарной группой «Король и Шут», участие в создании новой группы «КняZz»… Переживаний хватало, да и на временные затраты все это сильно повлияло. Опять же, появились некоторые интересные идеи, например, работа над двумя книгами: иллюстрированным сборником стихов «НеМой Город» и романом «Невская Волна», основанным на реальных событиях моей рок-н-ролльной жизни, и являющимся художественной интерпретацией совокупности моей реальной жизни и моих фантазий. Как вы сами понимаете, все это не могло не отразиться на моей «домашней» жизни, но я рад, что моя семья и мои близкие друзья всячески поддерживали меня в этот трудный период.
В прошлом году ты явил поклонникам очередной виток своей, и без того, насыщенной творческой жизни, став музыкантом и саунд-продюссером группы «КняZz». Скажи, как ты себя чувствуешь в новом коллективе?
Позволю себе тебя поправить: я стал одним из саунд-продюсеров группы «КняZz»… Да, это серьезный виток моей музыкальной карьеры. Для меня всегда было наиболее важным целиком и полностью отдавать себя тому делу, которым я занимаюсь, и, к моей радости, «КняZz» — это еще один коллектив в моей истории, в котором с легкостью удается это желание реализовать. Плюс ко всему, это совершенно новый профессиональный опыт для меня, не считая огромной ответственности. Дебютировать в качестве одного из саунд-продюсеров с первого альбома в жизни группы, стартующей на самом высоком уровне, когда вся отечественная сцена следит за тем, как все это происходит, — это довольно-таки экстремальный опыт, но, как говорится, «кто не рискует — тот не пьет шампанское». Также многое удается реализовывать в новых для меня стилистических направлениях, а это не может не радовать. Есть и другие, более личные, плюсы. Например, эта история подарила мне нового друга семьи в лице бас-гитариста Дмитрия Наскидашвили, и различные жизненные ситуации четко подтвердили, что это действительно нечто настоящее, а в современном мире искренние отношения – чрезвычайно большая редкость. В общем, все это заслуживает слов: «я крайне рад, что все происходит именно так, как происходит».
Как обстоят дела у группы Dominia? Скоро ли ожидается выход нового альбома DVD?
Как всегда наши дела не стоят на месте, и, несмотря на праздничную суету, мы стараемся не отрываться от работы. Многое в году ушедшем заставило нас даже думать иначе, иначе чувствовать собственную ситуацию. Я говорю не только о серьезных изменениях в составе, но и о самом понимании пути, по которому Dominia должна двигаться. Это и альбома коснулось. Поняв, насколько важно для нас качество воплощения наших мыслей, мы стали иначе относиться и к самому музыкальному материалу, многое решили переделать, в общем, довести до ума, попробовав создать продукт, который был бы практически идеальным, разумеется, в нашем представлении. Дописав композиции для альбома, мы сейчас погрузились в подготовку к записи: финальная коррекция партий, репетиции. Да и над первым официальным DVD, запечатлевшим предыдущий состав группы, работа практически закончена, хотя и затянулась почти на год. Это же не просто съемки концертного выступления, а самый настоящий фильм, рассказывающий об одном из серьезнейших периодов нашей жизни. Сейчас мы вообще пересмотрели свои взгляды на так называемую «политику группы». Это касается как единой идеологической позиции, так и вопросов продвижения творчества коллектива, тем более, что мы сейчас находимся в поисках нового лейбла. Для нас крайне важно, чтоб группа вышла на качественно иной уровень представления себя, чтоб наши мысли были достойно представлены современными СМИ, и чтоб ни у кого даже шанса не было корректировать или как-то иначе интерпретировать нашу историю. Кстати, в ближайшем будущем мы собираемся явить на ваш суд некий многочастный фильм об истории Dominia, с обзорами релизов, этапов развития, естественно, с комментариями непосредственных участников событий. Так что ждите, оно того стоит. Я уверен!
Dominia предстала перед публикой в обновленном составе. Что повлияло на решение взять второго гитариста, и как место за ударными досталось Павлу Лохнину (весьма известному в определенных кругах ударнику, кстати)?
Да, представила и, на мой взгляд, довольно удачно! Идея о втором гитаристе у нас периодически всплывала, да и многие музыканты, например, Дэниел Кэванах из группы Anathema, советовали нам удвоить гитарную секцию. Как-то прошлой весной Dominia поехала в мини-тур в Финляндию, совместно с нашими финскими друзьями — группой «Black Light Discipline», а у нашего бас-гитариста жестко затянулось оформление документов. В результате предложили сессионно прокатиться с нами Денису Девиченскому, уже давно помогавшему нам со студийными записями, а ныне являющемуся одним из саунд-продюсеров Dominia. Мы остались настолько довольными нашими совместными выступлениями, что с предложением войти в состав в качестве второго гитариста (а это его основной инструмент) мы долго тянуть не стали, да и он с радостью согласился. Затем нас настигла новость об уходе нашего ударника «Папы» (Papa). Вот тогда-то я и позвонил своему товарищу по группе «КняZz», Павлу Лохнину (Jim), с предложением подумать об участии в деятельности группы Dominia. Самое занятное, что мы сразу обозначили свои желания, сказав, что нас, дескать, не интересует просто игра музыки в группе, что нам от него надо только одно — быть реальной частью Dominia, неотъемлемой его частью. Не преминул сказать и то, что ответ мы от него примем только после того, как он не просто прослушает наши композиции, а прочувствует их. После всего вышеизложенного Джим дал свое согласие. Такое взаимопонимание дорогого стоит! Ко всему прочему, он крайне перспективный музыкант, гармонично развивающий свой талант, сочетающийся с диким трудолюбием и целеустремленностью. Помню, он как-то раз сказал нам: «Я слушаю музыку Dominia, а у меня такое ощущение, что она написана для меня»… Плюс ко всему у нас наконец-таки появилась своя репетиционная база с комнатой отдыха, что крайне немаловажно и бесконечно радует слух, глаз и вообще душу. Опять-таки заслуга Джима. Денис Девиченский же собрал отличнейшие гитарные кабинеты, попросту взрывающие наше музыкальное сознание, это еще одна радостная новость. Вот как-то так и живем.
Как сейчас поживает проект La Melian?
Это один из интереснейших проектов, над которыми мне когда-либо доводилось работать. Кстати, в минувшем году старые композиции La Melian, написанные преимущественно в стиле электронной музыки, были использованы нашим старым другом, петербургским кинорежиссером Денисом Виноградовым, в качестве саундтрека к его кино-роману «Качели Сознания. Часть 1: Лицо», раскрывающему проблематику «героя нашего времени» в современном мире. Кардинально поменяв стиль на пост-рок и пост-метал, мы занялись написанием нового материала, в этом творческом путешествии принимали участие брат Антон Роса, Денис Антонов (King) и ваш покорный слуга. Совместно с одним из наших товарищей мы начали съемки видео-клипа на одну из новых композиций. В процессе созерцания всех этих длительных перемен мы начали осознавать необходимость существования La Melian не только в качестве студийного проекта, но и в качестве коллектива, способного реализовать все это вживую. Таким образом, мы сейчас смотрим на все возможные кандидатуры, в поисках остальных участников новообразованной группы. Я почему-то уверен в том, что La Melian еще не раз о себе напомнит!
Ты довольно активно помогаешь различным коллективам как сессионный музыкант. Запланированы в перспективе новые интересные работы с коллегами по цеху?
По возможности я стараюсь откликаться на предложения по совместной игре, мне всегда было в кайф поиграть с новыми интересными музыкантами абсолютно разную музыку. Существует лишь одна маленькая, но крайне существенная деталь: я всегда работал и работаю только над тем, что мне нравится, иных вариантов нет. Надеюсь, так будет и впредь! Но, это в общем… а если говорить о каких-либо грядущих планах, то да, как всегда, есть. Например, на ближайшее время запланирована еще одна совместная работа с группой «Бригадный Подряд», где, скорее всего, я выступлю не просто в качестве скрипача, а попробую свои силы и в продюсировании и в вокале. Просто, помимо того, что я в восторге от песни, я еще и сам переживал нечто подобное. Имею в виду то, о чем в данной песне повествуется. Есть еще масса интересных планов, но о них я распространяться пока не буду.
Как ты лично можешь оценить ситуацию с музыкальной сценой в нашей стране, будь то металлическая или более традиционная рок-сцена? Благо, опыт позволяет тебе судить о таких вещах довольно объективно.
Ситуации с метал-сценой и с рок-сценой, как мне кажется, абсолютно разные. Метал в нашей стране как был до мозга костей консервативным, крайне идейным направлением, таким до сих пор и остается. Это, видимо, сам андеграунд диктует условия абсолютной преданности сцене, своим идеям и абсолютной искренности в отношении к своему делу. Не это ли залог стабильности и постоянного роста? Ведь, что бы ни случилось, в большинстве случаев, люди продолжают самоотверженно поддерживать свою «тяжелую» культуру. В случае с отечественным роком ситуация, опять же, на мой взгляд, намного более плачевна, но отнюдь не однозначна. Классический и экспериментальный андеграунд, или же какие-либо indie-коллективы, почувствовав приток свежих веяний с Запада и Европы, открывают все новые и новые границы, постоянно расширяя собственные горизонты. И таких групп, поверьте, хватает. А что происходит в мейнстриме? Подчас даже не знаешь, что с этим всем будет дальше. Перманентно наблюдаются какие-то непонятные явления, разочарование при виде отсутствия идейности, или даже преданности просто самой музыке. Масса людей попросту занимается не своим делом, старательно разваливая все то, что мы называем отечественной рок-сценой. Причем, деятельность таких диверсантов влияет не только на сам мейнстрим, но и на ни в чем не повинные андеграунд-группы. А каков результат? В век продвинутых технологий и ужасающей массовой лени публика просто перестает ходить на концерты. Неужели так сложно отдавать всего себя без остатка любимому делу, не отрываясь от собственных корней и всегда оставаясь людьми? Может, я излишне драматизирую, но, как лично я вижу, правильной линии придерживаются совсем немногие. Надежду вселяют лишь некоторые команды, большинство же практически перестало видеть перспективу. Но, как говориться, ничего не поздно исправить.
Насколько важна для тебя идеологическая составляющая в творчестве? Ты известен как довольно идейная личность.
Все мое творчество и то, в чем я принимаю какое-либо участие, всегда неразрывны с моей идеологией. Это, если хотите, мое жизненное кредо. Во всем должна быть вера. Я не говорю о банальной уверенности, а говорю именно о вере, как об органическом понимании выбранного тобой пути и понимании своего места во всей этой жизненной истории. Я глубоко убежден, что истинно идейный творец, не задумываясь ни о чем, просто живет в своем творчестве.
Не так давно ты попробовал для себя роль диджея на радио Rock Online. Понравился тебе этот опыт и стоит ли ждать новых проектов такого рода на радио?
Да. Это был замечательный опыт. Не знаю, как это происходит у других, но мы постоянно думаем о развитии и поддержке метал-сцены, и опять-таки мы реально постарались перейти от слов к делу. Идея родилась давно, но только тогда, когда у меня в голове четко сформировалась модель радио-передачи, я и пришел к «Шэфу», моему старому товарищу, владельцу одной из популярнейших российских интернет-радиостанций. После обсуждения предложили идею брату Tony, который безоговорочно поддержал наши мысли на этот счет, в роли со-ведущей выступила DJ Аня. Результатом всего этого стало беспрецедентное двухчасовое метал-радио-шоу D-Vision, собиравшее по вечерам понедельника у акустических систем до 70000 человек слушателей. Позже к данному коллективу присоединился наш соратник по La Melian — King. Не так давно команда D-Vision ушла в творческий отпуск, слишком много всего на нас навалилось. Сейчас же с новыми силами мы готовы снова ворваться в эфир Radio Rock Online, но не в качестве еженедельной передачи, а в качестве намного более серьезно сделанного продукта. О том, что такое будет представлять из себя D-Vision в дальнейшем, я пока рассуждать не буду, т.к. нам еще только предстоит большая трудоемкая работа над пилотными версиями передачи. Вы и так узнаете обо всем в ближайшем будущем. Насчет новых проектов… возможно, когда-нибудь и будут новые шоу, порожденные моей неуемной фантазией и воображением моих единомышленников, но пока я всецело принадлежу D-Vision, но, при всем при этом, я не исключаю вероятности увидеть меня в эфире в качестве, быть может, аналитика или еще кого-нибудь.
Более личный вопрос. Как на тебя повлияло отцовство? Рождение сына сказалось на твоей творческой стороне? =)
Отцовство, как и у многих это случается, внесло более чем серьезные коррективы в мою жизнь. Не могу сказать, что совсем не был к нему готов, тем более, что ребёнок был действительно долгожданным, но я никак не мог ожидать того, насколько заметно поменяются мои жизненные приоритеты и мое отношение ко многим вещам в принципе. Это постоянные незабываемые, крайне сильные эмоции, которые отныне оставляют отпечаток на всем, что я делаю. Сокровища всего мира я не променял бы даже на одну единственную секунду без этого всепоглощающего чувства!
Если брать более обобщенно, в чем ты находишь вдохновение для творчества?
Абсолютно во всем! Я, как губка, впитываю окружающий меня мир, пропуская увиденное через сердце и голову. Результаты данного поглощения и переработки действительности и становятся моими музыкальными полотнами, поэтическими или прозаическими мыслями, чувствами и эмоциями, наполняющими все мое существование. Я — ходячая реакция на все, что только может быть. Нет ни единого явления, к которому я бы остался равнодушен. Честно признаюсь, что подчас это довольно-таки неприятная особенность, мучающая и изнуряющая, хотя и из этого состояния я извлекаю массу полезного. Если можно так сказать, то я беспрестанно озвучиваю свой мир, никогда не останавливаясь в поиске новых средств выражения всех моих мыслей и в совершенствовании средств старых. Произведения, принадлежащие любимым и просто интересным исполнителям, также являются неотъемлемой частью колоссального влияния природы на мою жизнедеятельность.
Что ожидаешь от начавшегося 2012 года?
Как и любой другой, я искренне ожидаю, что новый год принесет всем нам больше позитива, чем его предшественник. Масса различных семейных планов. Масса творческих планов, в совершенно различных областях. Хотелось бы, чтоб начинания прошлого года были продолжены и благополучно завершены. Столько всего надо сделать! Доработать и выпустить две книги, например. Уже начата работа над саундтреком к фильму моего старого друга Павла Петровского, совместно с Tony в ближайшее время начинаем работу над саундтреком к новой перспективной компьютерной игре. Dominia приступает к работе над своим третьим полноформатным альбомом, вступая в совершенно новый этап своей истории, а группа «КняZz» уже приступила к созданию своего второго альбома и работе над новыми пополнениями будущих концертных программ. Хотелось бы, чтоб задуманное Павлом Петровским, предложившим мне не только написать саундтрек, но и сыграть одну из главных ролей, все-таки благополучно свершится. Хочется верить, что этот год не станет для нас последним, и что за ним придут еще многие годы, способные подарить великое множество столь желанных, радующих душу каждого моментов. В общем, остается лишь верить в лучшее, продолжая ожидать, что наступивший год превзойдет все наши самые позитивные ожидания, чего и вам всем желаю. Всем всех благ!
Интервью: Константин Санаев
Москва
Специально для портала Musecube