Пресса

26.02.2012 | «Человек-Незагадка», или «КняZz» в «ШуZz’е»: размышления и фотовакханалия

.. Морозным вечером 15 февраля Одесса, утомившись после сурового буднего дня и постепенно приходя в себя после крайне любвеобильного вторника — Дня влюбленных — медленно погружалась во тьму. На обочинах улиц таинственно лежал успевший уже загрязниться снег, в витринах магазинов все еще отливали кровью нераскупленные сердечки и валентинки, прохожие на улицах зябко вздрагивали плечами и, тихо матерясь на окружающую их серую будничность, спешили по своим делам.. Находясь в самом сердце большого города, когда ты окружен сверхсовременными плодами урбанистической цивилизации на добрые 10 километров во все стороны, очень трудно поверить, что когда-то — всего несколько десятков столетий назад — наши предки, жившие на этой самой земле, на полном серьезе верили в русалок, леших, водяных, вурдалаков и прочую, как мы ее сейчас называем, нечисть, и всячески задабривали, а иногда и преклонялись перед ней…

Однако людям, ехавшим со мной в забитой под завязку 146-ой маршрутке и вяло нажимающим кнопки своих телефонов, было невдомек, что окунуться в мир наших предков, и на пару часов погрузиться в атмосферу романтично-сказочного ужаса — очень и очень просто. Для этого нужно было всего лишь растолкать толпу, вылезти на углу Канатной и Успенской и пройти несколько десятков метров до клуба «Шуzz», где в тот день выступал Андрей Князев, по прозвищу Князь, легендарный вокалист и автор многих песен самых отъявленных панков русского рока — группы «Король и Шут», ныне создавший свой собственный проект под названием «КняZz». Одним из «посвященных» — одетых в черное, странного вида лохматых молодых людей со слегка безумными глазами и широко распахнутой славянской душой — был в тот вечер и я. В качестве защитных амулетов от нечисти я крепко держал в руках удостоверение журналиста, черную ручку, блокнот и фотоаппарат.

Нужно сказать, что по дороге на пресс-конференцию Андрея Князева в моем неискушенном мозгу смутно мелькали образы аккуратно рассаженных в ряд музыкантов, с десяток озабоченно клацающих затворами «зеркалок» корреспондентов, суровые лица операторов, держащих в руках огромные видеокамеры, каверзно-ехидные вопросы из зала и не менее ехидно-каверзные ответы знаменитостей. Реальность же оказалась настолько проще, прямее и бесхитростнее, что произвела прямо-таки ошеломляющее впечатление. На сцене клуба сосредоточенно и методично разыгрывались и переругивались со звукорежиссером музыканты, у барной стойки там и сям стояли широкоплечие, смахивающие на эдаких разуздалых продюсеров мужчины в расстегнутых куртках. С видом недавно перешедших Рубикон Цезарей они что-то уверенно рассказывали стоящим рядом миловидно-испуганным девушкам. А на одном из диванчиков неподалеку от сцены сидел простой, ничем не примечательный парень в черной куртке, выделяющийся разве что торчащей «а-ля бешеный ежик» прической. Всем своим видом он походил на осветителя, на техработника сцены, на шурина директора клуба, на худой конец — на деверя старшей сестры администратора, но уж никак не на знаменитого чуть ли не на весь бывший СССР и русскоязычную заграницу музыканта, легенду отечественного панк-рока. Таким запомнился мне в первую минуту Андрей Князев. Никакой охраны вокруг него не было и в помине (для сравнения: насколько мне известно, не менее популярного русского рокера Глеба Самойлова — экс-фронтмена группы «Агата-Кристи» — на декабрьском концерте в клубе «TrueMan» охрана сопровождала даже в туалет). Узнав от приветливого распорядителя концерта, что с ним хочет пообщаться журналист (к моему удивлению, за исключением двоих ребят с сайта «Fine News», других претендентов на интервью с музыкантом — опять же — не было и в помине), Андрей сам подошел ко мне, легко ответил на вопрос стоявшей рядом со мной блондинки («Как спалось?» — «Нормально. Даже слишком много!») и предложил пообщаться в вестибюле, где нам не станут мешать деловито бьющие по ушам стоны настраивающихся гитаро-монстров. Слегка обалдев от единомоментного падения в бездну всех моих ожиданий серьезной пресс-конференции, я последовал за Андреем в вестибюль.

С первых же минут общения стало ясно, что передо мной не претенциозная, уставшая от собственной популярности звезда рока, не заевшаяся в собственных амбициях знаменитость и не почившая на лаврах легенда, а просто талантливый музыкант, с удовольствием занимающийся любимым делом — творчеством. Передо мной стоял не великий и ужасный Андрей Князев, а простой парень по прозвищу Князь. «Как вам Одесса?», — растерянно и просто спросил я его. «Одесса-мама!», — так же просто и бесхитростно ответил он. Потом мы разговорились, Андрей рассказал, что очень любит наш город, не раз приезжал сюда и прежде — когда на концерт, когда на отдых, здесь у него много хороших знакомых-музыкантов. На вопрос о знаменитом, и, на мой взгляд, изначально убийственно-бессмысленно организованном концерте несколько лет назад, когда две панк-группы — «Король и Шут» и «Кукрыниксы» — около двух часов играли в одесской Филармонии (!), Андрей сходу ответил, что прекрасно помнит не только то выступление, но даже филармоническую гримерку, и она ему совсем не понравилась. «Мрачно там было. И холодно. Вообще таких вот залов у нас, к сожалению, очень много. В этом плане гораздо лучшее впечатление оставляет одесский Дворец Спорта. Там здорово», — отметил Князь.

На вопрос о современных тенденциях русского рока Андрей отвечал долго и пространно. Он признал, что, с одной стороны, по мнению многих музыкантов, рок-н-ролл действительно исчерпал себя, и сегодня медленно, но уверенно переходит на коммерческие рельсы, молодежи в нем не прибавляется, по-настоящему хорошую музыку можно услышать крайне редко. «Люди не готовы искренне, безвозмездно открывать себя любимой музыке — рок-н-роллу», — подчеркнул Князь. Вместе с тем, по его словам, рок — это состояние души, и время от времени встречаются еще музыканты-самородки, готовые беззаветно посвятить себя творчеству. «И это замечательно. Чем чаще ты попадаешь в состояние рока, эйфории, счастья — тем лучше для тебя, для окружающих, для мира», — считает Андрей.

Возбужденно-оживленное выражение лица и горящие глаза Князя мне удалось увидеть после вопроса о его творческих планах на будущее и совместных проектах с другими музыкантами. Андрей рассказал, что на ближайшем фестивале «Чартова дюжина» они планируют выступить с вокалисткой группы «СЛОТ» Дашей Ставрович. Кроме того, в планах Князя — совместная студийная запись с Глебом Самойловым и его «The Matrixx’ом», сотрудничество с Дмитрием «Сидом» Cпириным из «Тараканов». «Я люблю сотрудничать и открыт для таких вещей», — между прочим заметил Андрей. Кроме того, по словам Князя, сейчас он занимается продюсированием молодой московской команды «The GhostBusters». К одной из их песен — про Фредди Крюгера — Андрей даже сам написал некий таинственный монолог, который вскоре можно будет услышать на записи в его же исполнении.
По окончании интервью Андрей пожал мне руку, непринужденно сфотографировался и отправился распеваться. Проводив его взглядом, я подумал, что наверняка найдется немало скептиков, которые скажут, что наружная простота в общении — продуманный пиар-ход, а общие, ни к чему не обязывающие ответы на все мои вопросы демонстрируют скорее скрытность и нежелание делиться своим личным мнением, либо же отсутствие принципиальной позиции по тем или иным проблемам. И по-своему эти скептики даже будут правы. Может быть. Потому что искренние впечатления от концерта, грянувшего менее чем через 2 часа после нашего одиозного интервью, напрочь отбили у меня желание искать блох и ворчать, что все в этом мире — фальшь и показуха. Погружаясь в чистую воду, люди обычно оставляют запыленную одежду на берегу — так, во всяком случае, мне кажется.

А концерт был просто замечательным. Охрана все-таки появилась, причем на удивление приняла вид не кирпичномордых «омоновцев», с удовольствием скручивающих в бараний рог любого слегка подвыпившего фаната, а бравых казаков в лихо заломленных круглых черных «фапотьках» — представителей Войска Верных Казаков Черноморских имени Богдана Хмельницкого. Об этом звучном названии очень тоненьким голосом поведал мне молодой человек лет 13-ти, вставший на защиту Князя вместе со своим отцом, одетый, как и другие казаки, в черную форму и почему-то в черный американский берет «на ухо». Его отец — с двумя орденами, настоящими казацкими усами и кожаным ремнем времен Гражданской войны так яростно напомнил мне батьку Махно, что я поспешил спрятать нос в бокале с пивом, дабы своим басурманским смехом не смущать православное русское воинство, защищавшее Князя от фанатской орды. Орда, кстати, хотя и имела вид несколько воинственный — благодаря ирокезам, балахонам и прочим панковским «фенькам» — тем не менее, вела себя довольно прилично: не толкалась, не напивалась вдрызг — я не видел ни одного пьяного, и вообще фанатела достаточно дружелюбно, но громко.

Концерт прошел на ура — на одном дыхании, хотя для его описания можно подобрать массу, казалось бы, противоречивых эпитетов. Он был мощный, но мелодичный, грубый, но искренний, страшный, но теплый, панковский, но рокерский. Мне кажется, что даже далекий от такой музыки человек с первого взгляда разглядел бы недюжинные старания музыкантов: мощная гитара и уверенная ритм-секция очень мелодично сочетались с не очень привычными для рока, но вполне знакомыми фанатам «КиШа» скрипкой и трубой. Больше всех старался Андрей. Он и на сцене вел себя абсолютно непринужденно: общался с залом, оригинально анонсировал каждую следующую песню, старательно разжигал себя и людей, переодевался, и вообще, на мой взгляд, вступал в некоторое противоречие с героями своих песен — вурдалаками, демонами, «куклами колдуна» и «серыми кардиналами». Уж Андрей-то, в отличие от всей этой нечисти, выглядел абсолютно живым. Но этот диссонанс никак не отразился на общем впечатлении от концерта. Слегка бесили лишь отчаянно вознесшиеся к потолку руки стоящих у сцены поклонников, сжимающих видеоснимающие приборы различной степени тяжести. Однако эти орудия видеопыток совсем не смущали Князя — более того, на одной из особенно заводных песен он выхватил у кого-то телефон и стал сам снимать себя, музыкантов и всех, кто был в зале. Жуткая суть задорных песен-страшилок — по представлениям Князя, «про блуждающего и гибнущего вампира», «про человека, который играл со своей смертью», «про доченьку вурдалака», «про шалунишку и сюрприз на кладбище» — скрашивалась единодушным ревообразным одобрением фанатов и живостью самого вокалиста. Середину концерта разбавило виртуозное барабанное соло «от Пашки». Порванную струну на гитаре меняли под бодрые стихи Князя о мертвеце, причем Андрей совал микрофон в толпу, предлагая особенно преданным фанам внести в концерт свою лепту. Фаны не совсем оправдали оказанное им высокое доверие — один пропел совсем уж нестрашным голосом, другой вообще прокричал что-то неразборчивое. «Нормально. Ты к следующему разу отрепетируй голос мертвеца, а ты — слова», — не смутился Князь. Строчка из песни «Короля и Шута» — «.. как вокруг меня сходят все с ума..» — явилась замечательным эпиграфом к заключительной части концерта: суровые казаки перестали воинственно оглядывать зал и охотно фотографировались с красивыми девушками, на Андрее таинственным образом появилась футболка с надписью «КняZz Одесский».. Было ощущение, что весь современный мир — с его соцсетями, «ридерами», «тачпадами», «бэхами» и прочей техногадостью остался где-то очень далеко, но все искренние и душевные люди собрались сегодня здесь, в клубе, выпили по кружке пива и под предводительством Князя дружно двинулись во времена наших предков-язычников, наделявших сознанием и живостью каждое дерево, камешек, ручеек… На худой конец могло показаться, что над залом витает панковский дух 70-х, что время Сида Вишеса и Джонни Роттена вернулось и пропитало воздух клуба настоящим протестом против системы..

.. На прощание группа «КняZz» исполнила несколько старых добрых хитов «Короля и Шута» — «Гимн Шута» (по словам Андрея, специально для черниговских ребят, концерт у которых накануне по техническим причинам отменился), «Дайте людям рому!» и, конечно же, «Прыгнуть со скалы». По занавес Андрей извинился перед всеми за порванную струну и расстроенный звук. «Мы очень рады были вас видеть. Мы любим Одесу, очень любим к вам приезжать. Завтра мы покажем всем, что такое Дерибасовская, и обязательно сфотографируемся возле Одесской киностудии», — прощался Андрей со зрителями. Поклонившись напоследок со всей группой, Князь сказал, что сегодня они намерены дать автографы абсолютно всем желающим. Кто-то требовал «Ещё!», многие молодые поклонники плотоядно потянулись к кулисам, люди постарше тянулись за пивом и лениво затягивались сигаретками.. Я вышел на улицу. Унылый серый снег ярко сверкал в свете фонарей, притихшие грязные иномарки имели загадочный и романтичный вид, и даже серая сталь забора вокруг входа в клуб уже не была такой отвратительной. Никакого чуда не произошло, водяные и лешие и не думали выглядывать из луж и подворотен, и 70-е годы — годы расцвета панка и рока — не вернулись: волосы прохожих парней не торчали во все стороны, а джинсы не были порванными. Но из «Шуzz’a» в серую улицу плавно вливался поток людей со счастливыми лицами, которые уносили в своих сердцах частичку рок-н-ролльной эйфории, безумного и бесшабашного счастья, которую в этот вечер подарил каждому зрителю простой парень, «человек-незагадка» по имени Андрей Князь.

knyazz-odessa-1

Репортаж: Дмитрий Остапов
Одесса
Специально для Odessa Daily



Видео