Пресса, Свежие новости

4.02.2013 | Андрей Князев («КняZz»): «Уберите пафос и понты, и будет все как надо»

Андрей Князев. Фото Ивана Кобякова с сайта knyazz.ru

У группы «КняZz» весьма насыщенный график.

Осенью вышел второй номерной альбом коллектива «Тайна кривых зеркал». Параллельно с концертами с поддержку альбома лидер группы Андрей Князев начал проводить творческие вечера. Обо всем этом корреспондент KM.RU пообщался с музыкантом.

KM.RU: Чем принципиально второй альбом отличается от первого — «Письмо из Трансильвании»?

— Второй альбом начал писаться практически сразу по завершении первого. Причем, целиком. Я даже, наверное, сам не ожидал такой прыти, полагая, что первые годы буду дополнять каждый последующий релиз на 50% тем старым материалом, который хранился у меня в загашниках. Однако новый альбом пошел в совершенно новом духе, современном музыкальном ключе. Более того, когда мы поняли его концепцию, стало ясно, что многие старые вещи мы использовать не будем. К тому же в пластинку вошло далеко не все, что было написано и за этот год. У нас состоялся «кастинг» новых песен, мы целенаправленно отбирали композиции, которые подойдут для альбома. Исключение — песня «Ангел и демон» вступление к которой было написано практически одновременно с «Человеком-загадкой». Эти — мастодонты. Возглавляющие первый и второй альбомы, они были написаны в возрасте, не побоюсь этого слова, восемнадцати лет. А сейчас я готовлю для следующей пластинки еще одну очень старую песню.

KM.RU: Много ли песен осталось «за бортом», по какой причине, и будут ли они в дальнейшем как-то реализовываться?

— «За бортом» осталось очень много композиций. Кое-чего мы начали уже играть на концертах, особенно — акустических. Например, шуточная песня «Работяга» и мистическая «Пассажир». Обе близки по духу периоду «Акустического альбома». Только там было много любовной романтики, а здесь — мистическое и простонародное содержание.

KM.RU: Есть ли у альбома «Тайна кривых зеркал» концепция?

— Концепция вся в саунде! Стилистика альбома в целом — продолжение всего того, что делалось ранее, а вот задачи по звучанию стояли вполне конкретные: драйвовые гитарные рифы и заводная музыка. Нам нужны были концертные боевики, и мы их получили. Как в композиторском плане, так и в аранжировках, и в звучании мы придерживались западных современных стандартов, при этом, не забывая и времена расцвета старого доброго панк-рока. Так наша концертная программа обогатилась мощными энергичными песнями; но тут, на одном из концертов я поймал себя на мысли, что неплохо было бы дополнить наш репертуар медленными балладами и композициями с танцевальными ритмами. На том и была запущена машина по созданию третьего альбома группы.

Многое из прошлого материала просится в бой, но мы пришли к выводу, что надо разграничить репертуар «электрический» и «акустический». Для наших слушателей отмечу, что отныне на наших акустических концертах вам будет представлена другая программа, нежели в электричестве. Акустика реанимирует «Акустический альбом», «Любовь негодяя» и мои работы из «Театра Демона», в то время как электричество сделает упор на боевики из альбомов «Письмо из Трансильвании», «Тайна кривых зеркал» и моего раннего материала из «КиШа».

KM.RU: Каковы были источники вдохновения в новом альбоме?

— Я всегда ношу с собой свой блокнот и записываю в него всё то, что кажется мне интересным. Помимо собственных набросков, могу пометить понравившийся образ из фильма или из жизни. Мне интересно всё, вплоть до фраз: цитат, афоризмов. Я не мог не обратиться к жуткому образу города-призрака, именуемого Сайлент Хилл. Впечатления, прежде всего, были навеяны игрой, которую я проходил в своё время. Также хотелось затронуть атмосферу немецкой пивной, откуда всплыл персонаж Йохан. Наконец-то, я добрался и до образа мистической Пиковой Дамы. «Социальная программа» — это совокупность реальности и фантастики. Идея навеяна одной из новелл третьей части кинотрилогии «Рокеры». Мне бы хотелось, чтобы наши слушатели смотрели те фильмы или открывали для себя те музыкальные команды, которые я указываю иногда, чтобы лучше понимать, на чём строится именно наш рок-н-ролл. Текст «Мастера кукол» конкурировал с другим любопытным текстом, но в совокупности с музыкой оказался более выигрышным. Песней «Убежище» я продолжил тематику Бонни и Клайда.

Как некоторые могут заметить, творчески я уползаю в сторону западной рок-культуры. В какой-то момент образы из «американской киноиндустрии» стали заселяться в мои тексты, и музыкально я рванул туда же. Это, как я уже говорил, идёт некое приобщение слушателя к иному рок-менталитету, для того, чтобы мы могли говорить на одном языке. Но куда подевалось обращение к нашим исконно русским корням? Очень правильный вопрос! На днях я обнаружил, что в последние годы музыка стала вытеснять тексты и навязывать им свой формат. Английский слог – так называемая рыба – импровизационный язык заставляет ограничивать поэзию, воздействуя на художественный оттенок произведений. В третьем альбоме я планирую поставить текст в приоритет и, слегка подвинув Британию и Калифорию, отправиться в новый композиторский поиск. Хотя, если честно, куда я без английской школы?! (смеется)

KM.RU: То есть ты постоянно пользуешься записной книжкой?

— Да, но информацию из нее я заношу в компьютер и сортирую по годам, чтобы потом было удобно ориентироваться. Как в картотеке Шерлока Холмса (смеется).

KM.RU: Евгений Гришковец в своем моноспектакле «Прощание с бумагой» сетует, что нынешнее поколение писателей не оставит после себя рукописей. Получается, что и ты все в итоге перегоняешь в компьютер…

— В нынешнее время стараюсь писать и редактировать на компьютере, но когда выхожу из дома или еду на гастроли – со мной неизменно едут мои блокноты, которые сменяют друг друга. Я ничего не выкидывал из ранних рукописей, поэтому в моём чемодане можно отыскать и пожелтевшие тетради с набросками самых первых альбомов «КиШа». Там можно увидеть, как создавалась та или иная тема.

KM.RU: Любопытная точка зрения изложена в твоей песне «Пьеро». С одной стороны, это персонаж в маске, с другой — Пьеро в итоге оказывается настоящим.

— Он настоящий! Пьеро возник во Франции в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивался своей цели, прикрываясь добродушием. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты «печального любовника». То есть, изначально это крестьянин, измазанный мукой из ярмарочного театра, а затем — костюмированный персонаж, играющий в паре с Арлекином, как две некие противоположности. Как мы знаем, данному персонажу вечно доставалось из-за страдальческого вида. Возможно, от Пьеро пошли готы. (смеётся). Но Пьеро – это сценический образ, а в данной песне – Пьеро истинный! И у истинного Пьеро уже отнюдь не поэтические мысли, воспевающие прекрасных дам. Современный Пьеро озлоблен и мстит.

KM.RU: В песне «Социальная программа» изложен весьма неожиданный взгляд на историю развития рок-н-ролла. Во всем виноваты врачи-палачи?

— Скорее, это карикатура, нежели какой-то искренний протест против происходящего. Я крайне сомневаюсь, что такая ситуация будет допустима, и что начнут искоренять некие прослойки неформалов. Но в советское время гонения, конечно, были, потом поняли, что с неформалами ничего не поделаешь и реально организовали Рок-клуб, чтобы, как гласит летопись, тогдашнее КГБ могло контролировать молодёжные движения. То есть ситуация, описанная в песне, в чем-то даже и была. И если бы тогда изобрели вакцину, «лечащую от рок-н-ролла», ее бы, не задумываясь, применили. На самом деле, тут я заложил очень много всяких смыслов, потому что фраза иной раз имеет большее значение, чем все содержание песни. Так, «верните мне мой рок-н-ролл» есть выражение моего реального желания. Я хочу, чтобы он был и развивался — искренний, настоящий, живой. В последнее время я редко встречаю грамотную аналитику по части рок-индустрии. Всё пущено на самотёк. Возможно, многие не знают, что предложить современному слушателю. Мало, чем можно удивить нынешнего зрителя. А на самом деле, всё на поверхности! Уберите пафос и понты, и будет всё, как надо!

KM.RU: А как ты вообще относишься к «конспирологическим теориям» гибели известных музыкантов? Например, недавно опять начали поднимать волну по поводу убийства Игоря Талькова…

— Талькова я, признаться, не воспринимаю как некий феномен. Эталоном актёра, мастера слова и бунтаря для меня был и будет Высоцкий. Если Высоцкого я воспринимаю, как «своего», то Талькова я к этой категории не причисляю. Очень важна среда, в которой человек вращается. Если он обитает там, где рок-н-ролла нет, где люди его не знают и не понимают, оценивают как фрика, то чего вы тогда хотите?! Я никогда не интересовался закулисной игрой из мира шоу-бизнеса, ибо меня вполне устраивает наш, альтернативный мир рок-н-ролла. Тут всё честнее.

KM.RU: Очень понравился дуэт с Лусинэ Геворкян — «Убежище». Как он зародился?

— С Лусинэ Геворкян мы познакомились не так давно, но этого было достаточно, чтобы замутить кое-что совместное. Мы спели одну из их песен на юбилее группы Louna, а затем я предложил ей дуэт в нашем новом альбоме. В начале я хотел исполнить вместе «Социальную программу», предполагая, что содержание этой песни созвучно её устремлениям, но получил вполне логичный ответ, что было бы целесообразнее попробовать попеть в ином ключе и на другую тематику. Тут я вспомнил про «Убежище», и мы разделили эту песню по партиям.

KM.RU: Еще более неожиданный тандем — твое выступление с группой Глеба Самойлова на «Чартовой дюжине» без самого Глеба с его песней «Опасность».

— Я должен был спеть с Глебом песню «Опасность», но он застрял в пробках, и я поблагодарил себя за то, что, на всякий случай, выучил песню целиком. Было несколько не по себе, поскольку, тут даже не кавер-версия, а банальное замещение одного вокалиста другим. По сути, это, конечно, забавно, но что поделаешь, когда в столице такие проблемы с передвижением.

KM.RU: Песня «Стаканы» у вас очень интересно получилась. Например, вы добавили в нее вступление в стиле БГ, однако этого не было в оригинале.

— Как музыканты мы видим, где чего не хватает. Я — любитель ирландского народного фольклора и сразу понял, откуда в песне Б.Г. ветер дует. Мы просто взяли эту песню и перевели её из стиля Бориса Борисовича в наш стиль. Внесли своих красок и добавили немного драйвеца. Я вообще не сторонник переделывать песни других исполнителей до мегаотличительных аранжировок. Обычно происходят трибьюты именитых коллективов и поклонники хотят услышать результат, приближенный к оригиналу. На мой взгляд, большинство в корне переделанных каверов неудачны.

KM.RU: То есть ты не являешься сторонником теории Егора Летова о том, что если ты берешь какой-то кавер, то нужно исполнять его, как собственную песню?

— Нет, я с этим абсолютно согласен. Потому и говорю, что когда начинают видоизменять композицию до неузнаваемости, мне это претит. Мне больше нравится, когда песню дорабатывают и перекладывают на более продвинутое звучание. «Бомжа» «Сектора Газа» мы сыграли в нашем современном звучании, но мы ее особо не меняли. А петь действительно надо искренне, если сама песня такова.

KM.RU: Ты очень тепло отзываешься о своих музыкантах. Как вообще у вас сейчас складываются отношения?

— У нас в группе свой творческий микроклимат. Хорошо поставлена организация работы, как творческой, так и административной. Знаете поговорку – в здоровом теле здоровый дух. Вот по этому принципу существует и наш коллектив. Отмечу, что в разработке стратегических идей по развитию коллектива и в вопросах отбора песен для новых альбомов мы принимаем участие все вместе и стараемся не строить барьеров друг от друга, как в политических вопросах, так и в вопросах творчества. Мы грамотно поделили обязанности: я, например, отвечаю, сами понимаете, за что! Каспер — за обаяние и «готичность»; Дима – басист — отвечает за плавательную подготовку и подготовку к репетиции; Паша – барабанщик — в ответе перед комсомолом и пиар-менеджер киноленты «Человеческая многоножка»! Вахтанг Махарадзе – хранитель меча правосудия. Вовка-гитарист – завхоз склада с холодильниками и ультра-специалист по берушам (смеется).

KM.RU: Честно говоря, для меня был не очевидным шаг, связанный с введением в вашу группу трубача. Ведь духовые, скорее, ассоциируются со ска-веселухой. Либо с некой патетикой.

— А у нас это сложилось стихийно, потому что целенаправленно я этот инструмент не искал и не подбирал. Получилось так, что, когда мы начали заниматься музыкой новым составом, в команде было трое ребят, и один из них был трубач. Ему стали искать применение. Я вспомнил такие песни, как «Гимн Шута» или «Писатель Гудвин», так как первую из них я вообще сочинил с трубами, а во второй мы в дальнейшем решили перекинуть гитарное соло на трубное. Я понял, что для этого инструмента всегда найдется место. В первых работах труба звучало часто. В альбоме «Тайна кривых зеркал» мы ее минимизировали, потому что сделали акцент на гитарном саунде. В «Человеке-загадке», «В пасти темных улиц» труба необходима. Где-то она вставляет какие-то важные нотки. В настоящее время мы перешли на сессионную работу с трубачом, в силу объективных причин.

KM.RU: Как раз одна из песен, где она очень хорошо вписалась, это «Зенит». Как вообще эта песня создавалась?

— Занимаясь композиторской работой, я учитываю все инструменты, которые у нас присутствуют, и от них отталкиваюсь. Когда речь пошла о гимне «Зениту», я понял, что труба там должна вести основную линию. Идея создания песни про питерский «Зенит» появилась несколько лет назад, и я даже брался писать тексты, но всё как-то не приживалось. Видимо, время ещё не подошло. К тому же, я не понимал, как её можно издать. Ведь не в номерной же альбом запихивать! Песня должна идти только на Петербург, в виду своей специфичности. Но вот, видимо, настало время её воплотить после образования группы «КняZz», и на этот раз всё состоялось.

KM.RU: А как ты воспринял недавний конфликт, связанный с болельщиками «Зенита»?

— Конечно, это все неприятно. Тема болельщиков «Зенита», которые плохо себя ведут, созвучна теме рок-концерта, когда несколько групп подростков пришли потолкаться, чтобы посамоутверждаться. Конечно, эти подростки могут испортить людям впечатление от всего концерта. Я очень много раз встречал, когда люди писали: «Музыканты молодцы, все сделали замечательно, но испортили впечатление некоторые зрители». На концертах нашей группы такого происходит мало — у нас нет агрессивной эстетики, и основная тема — положительные эмоции. Мы хотим, чтобы люди от рок-н-ролла получали удовольствие и заряд энергии, и не призываем к ненависти. Даже такую хрень, как «смерть попсе» я уже кричать не буду. Потому что в моей жизни этой попсы нет. Но я не сразу к этому пришел, скажу честно (смеется).

KM.RU: Кстати, как бы ты отреагировал, если бы какая-нибудь попсовая группа сделала бы кавер на твою песню?

— Все мною слышанные каверы попсовых исполнителей на рок-мэтров меня бесили. Потому что у них подход неправильный. Они это дело не чувствуют и делают произведение бессмысленным, благодаря эстрадному вокалу и пластмассовой аранжировке. Так в свое время Влад Топалов начал петь песню «Ели мясо мужики». Когда в такую песню вставляются всякие модные попсовые «подвывания», это уже смотрится неестественно. Даже если у человека нормальный голос, и композиция грамотно исполнена вокально, в той «мертвой» аранжировке, которую они обычно делают, в той слащавости, которую они преподносят, кавер не смотрится. Или когда некая блондинка вдруг запела Цоя. Я не буду обобщать, но примеры, с которыми я сталкивался, не в пользу поп-певцов. Всё-таки, между нами и ними пропасть.

KM.RU: Творческие вечера ты стал проводить относительно недавно. Как ты ощущаешь себя в этом формате, ведь до этого ты выступал, преимущественно, в электричестве?

— Мы просто подумали — почему бы нам не попробовать? К тому же, пришло время показать себя более «широкоформатно», ведь гитара — это неотделимый для рок-музыки инструмент, на котором придумывается большинство песен. Тем более, у меня с гитарой много чего было в жизни связано. Например, вся моя армейская служба держалась на гитаре. Мы начали «пробовать», устроили первый акустический концерт в Санкт-Петербурге, и он у нас очень здорово прошел, «на ура». Народ получил теплую дружественную обстановку, хотя я тогда был достаточно слабо готов, нежели сейчас. Тем не менее, 2 часа 40 минут я с публикой пообщался. В дальнейшем, я решил пригласить Каспера, чтобы музыку еще более насытить второй гитарой, скрипкой и бэк-вокалом. От этого, конечно, все только выиграли. Однако, неожиданно авторский вечер превратился в акустический концерт. Теперь придётся сделать разделение: авторские вечера давать в гордом одиночестве, но с общением и со стихами да песнями, а акустические концерты делать в полном или сокращённом составе. Во всех версиях свои плюсы.

KM.RU: Какие песни из «Акустического альбома» были воскрешены для этих вечеров и почему?

— Из своих последних двух альбомов я выбрал те песни, которые максимально прозвучат. Обязательно я насыщаю акустическую программу «медляками» — «Забытые ботинки», «Ломтик хлеба», «Екатерина» (только без концовки про «писаю в штаны», которую я убрал, потому что в 18 лет это было актуально, а в 40 не очень). Я прекрасно понимаю, что некоторые люди могут почувствовать себя неловко, поэтому заменил строчку. Также мы с Каспером решили играть на подобных концертах то, что вообще нигде не издавалось, и то, чего нет в электрическом репертуаре («Дед на свадьбе», «Бал лицемеров»). Как говорил ранее, планирую поднять под акустику весь архив данного формата.

KM.RU: На апрель запланирован концерт в честь 20-летия «Короля и Шута». Ты собираешься принимать участие?

— Это всё слухи. Ничего подобного не планируется. Где-то кто-то чего-то сказал, и народ подхватил. Группа «КняZz» работает по своему графику, пацаны — по-своему, все довольны и счастливы.

Интервью: Денис СТУПНИКОВ
Москва
Специально для KM.RU



Видео