Пресса, Свежие новости
20.11.2013 | Андрей Князев: «Я ничего не должен панк-року»
В преддверии концерта группы «КняZz» в Калининграде с презентацией нового альбома «Роковой Карнавал», Андрей Князев ответил на вопросы местного портала.
Об уходе Андрея Князева из «Короля и Шута» стало известно в 2011 году. Впрочем, найти стилистические различия между его новым музыкальным проектом «КняZz» и «КиШом» «золотой» поры достаточно сложная задача. За неполные 2 года существования группа успела выпустить уже 3 номерных альбома. 22 ноября на сцене клуба «Кури бамбук» группа «КняZz» презентует в Калининграде пока что последнюю свою пластинку «Роковой Карнавал». В преддверии этого концерта Андрей Князев рассказал в интервью Афише RUGRAD.EU о попсовом мелодизме в своих песнях, откуда в его сюжетах появляются зловещие клоуны и прочая нечисть, как он бросил употреблять алкоголь и почему его творчество не является способом бегства от реальности.
— Первое, что бросается в глаза при прослушивании вашей последней пластинки «Роковой Карнавал» — это то, что несмотря на тяжелые гитарные аранжировки, в каждом треке есть какой-то по-хорошему попсовый мелодизм. Вы сознательно такое в песни закладываете, чтобы большую аудиторию зацепить?
— Я люблю мелодичную музыку, и если я буду перечислять свои с детства любимые группы и песни — они все будут мелодичные. Компенсировать отсутствие яркой мелодии в песне может грамотная гитарная аранжировка, нацеленная на драйв или кач. Попсовой мелодии не достаточно, чтобы зацепить аудиторию. Текст имеет очень важное значение в отечественном и зарубежном роке. Все самые выдающиеся иностранные команды имеют сильные тексты. Я музыку не «рассчитываю», а делаю то, что, прежде всего, нравится мне. Идеальная песня — эта та, которую хочется всегда петь, и она не надоедает.
— Вы по звуку намерены и дальше на такой тяжелый гитарный саунд ориентироваться или есть в планах сделать, что-то похожее на «Акустический альбом» «Короля и Шута», где саундом, как я понимаю, в первую очередь вы занимались? С электроникой нет желания поэкспериментировать – это же такой сейчас модный тренд для рок-музыки: сочетание тяжелых гитар и синтезаторов?
— В «Акустическом альбоме» я не был саундпродюсером. Я был автором материала, и этот материал был рассчитан на более облеченный саунд по отношению к основному репертуару «КиШа». Например, в более поздний период мы утяжелили песню «Со скалы», но большинство слушателей предпочитали оригинальную версию. «Куклу колдуна» например, утяжелять тоже было не целесообразно.
Мы стоим перед дилеммой, какой следующий альбом выпускать. У меня целиком готов материал для полуакустического альбома. Но группа сейчас не планирует переключаться на подобный формат музыки. Хотя подобные концерты у нас бывают. Но записать такой альбом очень хочется. Попутно идет работа над материалом в традиционном стиле группы, и в течение следующего года мы примем решение, что выйдет под номером четыре.
Относительно электроники, то я к этому не тяготею. Я люблю живые инструменты, музыку, сыгранную людьми. Возможно, в дальнейшем мы включим клавиши ради подкладок, фонов и пианинных партий, которых сейчас пока не используются.
— Откуда вы берете сюжеты для своих песен, — всех этих «клоунов», горгон, «зловещих коней Морглена», расстрелянных дезертиров, которые покоя не могут найти? Русские рок-артисты часто рассказывают, что сюжеты для песен чуть ли не с улицы берут, вряд ли же вы всех этих персонажей на улице встречаете?
— Это не объяснить. Я очень люблю такой стиль песен-историй и очень не люблю песни «ни о чем». Мне кажется, что во мне скрываются писатель или кинорежиссер. Постоянно появляются идеи, которые хочется выразить, и самый ныне оптимальный путь воплощения — это песня.
— Вы в литературе черпаете вдохновение? В том же Стивене Кинге или Говарде Лавкрафте?
— Бывает. Иногда мне нравится сюжет из книги или из фильма, и пропуская его через себя, я хочу написать песню на основе понравившегося мне сюжета.
— Судя по песне «Улица Вязов» классические хоррор-фильмы на вас тоже влияли?
— Песня «Улица вязов» написана молодой группой The Ghostbusters. Я поддержал эту команду и принял участие в этой песне от лица Фредди, придумав зачитанный мною монолог.
Я же писал песни под впечатлением от фильмов «Сайлент Хилл», «Престиж», «Человек с луны», «Пролетая над гнездом кукушки».
— У вас, кстати, не было мыслей отдать свои песни для саундтрека к какому-нибудь ужастику? В отечественном кинематографе сейчас выходят время от времени подобные фильмы («Zомби каникулы», к примеру), — вам не поступали предложения от режиссеров?
— Я открыт к общению на подобные темы. Некогда у меня было сотрудничество с фильмом «Хоттабыч». Они попросили музыку песни «Кукла колдуна». И она там теперь звучит.
— Вы готовы были к тому, что после ухода из «Короля и Шута» вам придется играть концерты в небольших клубах вместо больших залов ДК? Несмотря на то, что где-то группа «КняZz» похожа на «Король и Шут», да и некоторые из старых хитов вы играете, количество публики у вас ощутимо уменьшилось? Люди ходили именно на бренд «Король и Шут»?
— Я нацелен на определенную, конкретную работу, в которую входит развитие данного художественного стиля, начало которому было положено в легендарном «Короле и Шуте». Все произрастает с малого. Если мне суждено было пройти весь путь заново, то я был готов к этому испытанию. Раскрученный культовый брэнд — это действительно сила! Как показывает практика, до целевой аудитории очень долго доходит то, что происходит внутри него, и если ты на себя взял смелость отделиться, то готовься к тому, что про тебя могут забыть, кем бы ты там ни был, если конечно, ты будешь сидеть, сложа руки, и пенять на судьбу.
Я не знаю, насколько высокий полет предначертан моей новой птице, но отступать некуда. Особенно теперь.
Так что, поживем — увидим.
— В книге Ильи Стогова «Грешники» вы рассказываете, что для вас творчество началось с каких-то детских дневников, рисунков, то есть музыка и «Король и Шут» поначалу для вас была таким способом эскапизма и бегства от реальности? Вы группы «КняZz» и «Король и Шут» сами можете назвать панк-роком?
— Не совсем так. Речь шла не о бегстве от реальности. Более всего меня в свое время заинтересовала идея жизненного пути Шри Ауробиндо: постигая духовный мир, мы не уходим от этого мира, а вносим в него все лучшее, что есть в нас. Если нам предстоит борьба, то мы не бежим от нее, а принимаем и воспринимаем, как неизбежное. В любой ситуации учимся нести свой внутренний свет, не зависимо от того, в каком внешнем хаосе мы пребываем. Уйти от реальности проще всего, но я, как художник, для нашего зрителя могу предложить альтернативную реальность. Не факт, что она поможет выжить в экстремальной ситуации, но почерпнуть оттуда, что-то полезное для себя — можно.
Что касается музыкального стиля, то отмечу, что панк-рок — очень разнообразен. Построение песен «КиШа» в большинстве своем велось на панк-роковых основах. Немалое количество иностранных групп этого направления влияли на развитие нашей музыки. Группа «КняZz» не стремится целенаправленно уходить в сугубо панк-роковое направление, но, в общем и целом, к этому направлению мы имеем непосредственное отношение. Это поп-панк, поп-рок, готик-рок, пост-панк, ска-панк, арт-рок, фолк-рок, диско-панк, фанк, рок-баллады. Мы купаемся во всем этом музыкальном разнообразии, и элементы всего перечисленного вы можете у нас найти.
— Просто панк-рок же всегда воспринимался как раз не как бегство от реальности, а наоборот, как протест и вызов окружающей действительности. Вы считали, что это не ваш путь?
— Вызов можно бросать по-разному. Мы обычно мыслим стереотипами и ярлыками. Так проще складывать мнение о чем-либо, ибо наш мозг — это биологический компьютер. В итоге, все должно быть разложено по полочкам. Давайте откроем файл «русский панк-рок». Мы найдем там папку «Король и Шут». В этой папке мы отыщем несколько папок с наименованиями — хоррор, мистика, фэнтези, драма, комедия, мелодрама, триллер… Таким образом, определим стилистическое направление текстов. Но отстраненная от нашего творчества аудитория, обобщала все, называя это сказками. Так проще было воспринимать то, что мы делали. Те, кто открывали файл «Король и Шут», уже не называли нас сказочниками. Они видели нашу разноплановость. Группа «КняZz» для кого-то будет в папке «Король и Шут», а кто-то поставит эту папку рядом. Оправдана и та и другая концепция.
Так вот, относительно вызова — он давно брошен, только в ином, более глобальном масштабе. Человечество занимается саморазрушением, и каждый из нас — участник этого драматического шоу. Вероятно, мы постигли свою ограниченность и потеряли веру в себя. Многие из нас культивируют в себе животные инстинкты, полагая, что хищник — это круто! Перегрызи горло другому, пока не перегрызли тебе. Хамство стало нормой, зарабатывание денег — смыслом жизни. Но мы начинаем задумываться, когда нас ставят перед зеркалом, и мы получаем собственное отражение. А еще мы способны увидеть себя на примере других. Я не всегда занимаюсь в своих текстах моралью. Иногда хочется нарисовать картину и просто разглядывать ее. Но человеческий фактор был и будет преобладающим в моих песнях.
— Опять же, после смерти Михаила Горшенева, музыканты «Короля и Шута» взяли себе новое название – «Северный Флот», которое, скорее, не панк-группе подходит, а ансамблю отставных военнослужащих, которые будут на всяких военно-патриотических мероприятиях выступать.
— Это их личное право, какими путями двигаться дальше. Есть понятие «группа» со своим идейным началом, а есть понятие — содружество музыкантов для совместной игры в музыку. Творчество, харизма, интеллект, стиль, исполнительское мастерство — вот основные составляющие группы, способной двигаться и вести за собой молодежь. Понимание уровня коллектива «Северный Флот» придет позже.
Касательно создания мощного хита, который сможет стать гимном новой группы — такие вещи по заказу не рождаются. Я уверен, что у нас впереди еще много интересной работы и новых хитов.
— Сейчас у вас появились песни на социальную тематику – «Алло, гараж», «Шоу Трумана», «Социальная программа» — это ваша дань панк-року как культуре социального протеста?
— Я ничего не должен панк-року, чтобы нести ему дань, к тому же, я с ним еще не закончил. Я не заигрываю с данным стилем, поскольку долгие годы пропускал его через себя, многое повидал и со многими пообщался. Вывод такой, что рок, панк-рок — все переплетено и неразрывно связано.
— Сейчас же есть новая генерация панк-групп, те же питерские «Последние Танки в Париже», для которых вот этот бунт ради бунта – одна из основ творчества, а старые рок-группы они обвиняют в коллаборационизме. Вы за их творчеством следите? Это действительно новый виток в российской рок-музыке или просто дань моде?
— Я не в курсе…
— Кстати, что «Последние Танки в Париже», что «Король и Шут» начинали играть, примерно, с одних и тех же питерских андеграундных клубов. Вы сразу понимали, что в том же «Там-Таме» вы временные гости и станете по-настоящему народной группой, будете стадионы собирать, или таких мыслей у вас тогда не было? Та же группа «Химера» так, к сожалению, и осталась исключительно андеграундной группой, хотя их покойного лидера Эдуарда Старкова чуть ли не главным поэтом русского рока называют.
— Все относительно. «Король и Шут» вышли на тот уровень, к которому всегда стремились. У нас была идея. Плюс, ядерная энергетическая смесь.
— Михаил Горшенев говорил про мюзикл TODD (работу над которым вы не поддерживали и из-за которого, собственно, и покинули группу), что ему надоело, что «Король и Шут» все называют «сказочниками», и это такая возможность сменить формат. Вас вот этот образ «сказочника» устраивал в «Короле и Шуте», вы хотели, чтобы группа и дальше двигалась в выбранном направлении?
— Как я уже объяснял — я не писал сказок, и Миха это прекрасно понимал. Можно поднять его ранние интервью, где он объясняет примерно то, что я сказал вам сегодня. То, что я хотел — я сделал. Создал группу «КняZz» и продолжил ранее начатое. Я в ответе за этот стиль и выбрал, на мой взгляд, самый верный путь для его сохранения и дальнейшего развития. Миха просто переключился, и это было его право.
— Вы сами не чувствуете никакого дискомфорта, когда в 40 лет выходите на сцену и поете эти песни, которые некоторые просто как страшилки воспринимают?
— Ни малейшего дискомфорта. Некоторые вообще слушают попсу, и что мне до них? Я пою эти песни для людей, которые приходят на наши концерты, и эти самые люди хотят слушать эти песни. К тому же, омоложение публики меня вполне устраивает, впрочем, как и та аудитория, которая выросла на наших песнях. Мне нравится новая публика, заинтересовавшаяся творчеством группы «КняZz», и я всегда рад старой КиШовской гвардии. Вдобавок к этому, я не ощущаю себя на 40 лет. Мне сейчас 30. Я вообще не употребляю алкоголь уже полгода, а начал эту реформу полтора года назад. Мне не пришлось не подшиваться, не кодироваться. И я от этого кайфую.
— Про того же Говарда Лавкрафта французский писатель Мишель Уэльбек писал, что это такой мистический вызов всей человеческой цивилизации. Вы в своих песнях подобный протест вкладываете, или это просто повод публике нервы пощекотать, как страшные истории у костра?
— Когда я выпущу полное собрание сочинений, у вас будет возможность проанализировать творчество в целом, и вы сами сделаете вывод: щекочу ли я вам нервы или веду к определенным идеям.
Интервью: Алексей ЩЕГОЛЕВ
Специально для портала RUGRAD.EU